Свет - как инструмент дизайна

Один из самых главных моментов - назначение, иначе говоря, задачи, которые призван решить тот или иной способ иллюминации. В зависимости от этого параметра освещение делится на общее (часто его называют парадным), локальное и декоративное. В первом случае электроприборы озаряют все помещение целиком. Типичный пример источника общего освещения - яркая люстра в центре потолка, которую включают, когда в доме собирается вся семья или приходят гости. К слову, по ее наличию или отсутствию специалисты условно определяют, к какому - европейскому и американскому - стилю отнести оформление того или иного помещения. Если в Старом Свете люстру традиционно считают почти незаменимым элементом интерьера, то в Новом склонны обеспечивать освещение комнаты за счет нескольких потолочных ламп по ее периметру, торшеров и разнообразных бра. Сейчас ситуация заметно меняется: заокеанская мода активно приживается и у наших ближайших соседей,и в России.
Это вполне объяснимо: современный уровень развития технологий таков, что людям, желающим придать помещению больше торжественности, нет нужды занимать весь его центр громоздкой люстрой со множеством лампочек. Ее функцию могут взять на себя более компактные приборы, рассредоточенные по комнате и обеспечивающие локальное освещение. Тем самым они помогают визуально разделить ее на несколько смысловых зон. Однако при реализации такого варианта важно соблюдать меру: без четкого планирования каждого уголка интерьера и продуманного выбора схемы размещения ламп не избежать пестроты и. конечно, не достичь главного - функциональности светового дизайна. Но все же нельзя сказать, что европейская модель сдаетсвои позиции. Люстры по-прежнему актуальны, особенно в помещенияхсреднего размера с достаточно высокими потолками. Просто они понемногу меняют место своей дислокации, сдвигаясь в сторону окна или одной из стен.
Модно, например, подвешивать такой светильник над низким журнальным столиком в диванной зоне или над обеденным столом в кухне-гостиной. Другой не менее популярный, хоть и вполне традиционный, вариант - монтаж каскадной люстры на длинном тросе по центру винтовой или круговой лестницы. Есть и еще одна интересная тенденция (позаимствованная нами уже из культуры Востока) - использовать в доме потолочные, настенные, напольные и настольные лампы исключительно в декоративных целях. Обычно эти элементы интерьера не дают мощного излучения, они лишь служат для необычных световых и цветовых эффектов. Особым спросом сегодня пользуются, к примеру, фигурные металлические фонарики под старину с электрической лампочкой или свечой внутри, напольные шары из матового стекла или яркого пластика, светильники в форме кубов и цилиндров в японском и китайском стиле с каркасом из бамбука или металла, обтянутым рисовой бумагой или шелком, переливчатые светодиодные источники необычного «космического» дизайна и др.
Помимо выполнения основной своей функции современная иллюминация может решать и дополнительные задачи: например, зрительно изменять геометрию помещений, делая их больше и меньше, выше и ниже, шире и уже. Это тоже учитывается при выборе схемы освещения. К примеру, равномерная подсветка низкого потолка зрительно приподнимает его за счет создания контраста между его яркой белизной и более темным оттенком стен и пола. Сделать это легко: надо расположить в комнате несколько одинаковых ламп, например высоких напольных торшеров или компактных настенных прожекторов, излучение которых будет направлено вверх. Можно поступить по-другому: смонтировать натяжной потолок со встроенными точечными источниками света или подвесной, с выступом-карнизом по всему периметру и спрятанной за ним яркой светодиодной лентой. Благодаря такому оформлению помещение приобретет дополнительный визуальный объем и будет казаться гораздо интереснее.
Если осветить потолок неравномерно (одну его сторону сильнее, а другую слабее), удастся добиться эффекта наклонной поверхности. Но данный прием требует особой аккуратности исполнения: неточный выбор направления излучения сведет все усилия на нет. Точно так же с помощью ламп нетрудно «раздвинуть» помещение вширь. Так, если по низу узкого коридора без окон разместить несколько бра, свет которых направлен вверх - на стену, он уже не будет казаться мрачным тоннелем.
Еще большей осторожности требуют эксперименты с разноцветным освещением - оттенок стен, напольного покрытия и мебели может измениться до неузнаваемости. В определенной степени такие трансформации предсказуемы. Например, теплый оттенок света (его дает большинство ламп накаливания) добавляет деталям интерьера насыщенности красным, желтым и оранжевым, а холодный (им отличаются люминесцентные источники), напротив усиливает яркость голубых и зеленых, делая желтый грязновато-лимонным, а красный - приглушенно малиновым. Когда речь идет об использовании изделий с красным, зеленым или голубым спектром излучения (например, светодиодных), искажения будут резче. Есть и еще один важный момент: нейтрально-белый и холодные оттенки свечения работают на расширение пространства, а теплые придают помещению камерность, интимность.
«Настроение» интерьера зависит и от характера освещения. В этом плане условными антиподами можно назвать направленное прямое и рассеянное отраженное излучения. Первое обычно ярче, а значит, выигрывает в функциональности. Поэтому его лучше использовать для локальной подсветки отдел ьныхучаст-ков поверхностей или композиционно значимых предметов обстановки. Второе, мягкое и ненавязчивое, привносит больше комфорта и уюта. Недаром именно его используют для оформления спален и комнат отдыха. Но чаще всего оба варианта сочетают между собой. Ведь читать, писать, заниматься приготовлением пищи гораздо удобнее не при свете единственного прожектора, выхватывающего изтемноты только поверхность стола, а при хорошем общем рассеянном освещении, дополненном направленной подсветкой рабочей зоны. Несоблюдение этих рекомендаций приводит к быстрому утомлению: устают глаза, ощущается общая разбитость, заметно снижается производительность труда.
Арсенал современного осветительного оборудования, с помощью которого хозяева дома могут воплотить в жизнь свои дизайнерские замыслы, довольно велик. Самыми привычными и доступными источниками по-прежнему остаются лампы накаливания. Они дешевы (20-50 руб.) и не нуждаются в доработке электротехнической системы - допустим, не требуется монтаж специальных трансформаторов. Однако у них немало минусов. Два главных - высокое энергопотребление и сравнительно недолгий срок службы (от нескольких месяцев до пары лет). Кроме того, теплый желтоватый оттенок их излучения, несмотря на его привычность, специфичен и подходитнедля всех оформительских проектов. Недаром лампочки Ильича сдают свои позиции под натиском болеетехнологичных устройств.
Галогенные лампы потребляют намного меньше энергии и дольше не перегорают: максимальный период их эксплуатации - несколько лет. Свет этих источников не такой теплый, почти нейтрально-белый и более яркий (при меньших мощности и размерах). Но, освободившись от недостатков сво-их предшественниц, они потеряли и некоторые их достоинства: эти изделия дороже (100-1000 руб.), чувствительнее к скачкам напряжения, а их низковольтные модификации требуют установки понижающих трансформаторов.
Если необходим более широкий выбор оттенков освещения (от холодных голубоватых до теплых желтоватых и розоватых), стоит обратить внимание на люминесцентные лампы. Они относительно недорогие (30-150 руб.), при этом служат до десяти лет и, что немаловажно, потребляют почти в десять раз меньше энергии, чем лампочки накаливания. Однако надо иметь в виду, что совместно с ними нельзя использовать обычные диммеры (устройства для плавной регулировки яркости света в помещениях). Можно подключать лишь модели, разработанные именно для источников данного типа, но они существенно дороже. И еще: такие лампы нужно особым образом утилизировать, просто выбрасывать их в мусор не разрешено.
И наконец, самыми передовыми устройствами считаются светодиоды (LED-лампы). Они используют минимум энергии (в три раза меньше, чем люминесцентные), работают качественно и беспрецедентно долго: в непрерывном режиме пять-шесть лет, в обычном - более десяти. И итенсивность их излучения можно плавно регулировать, а его оттенок вы сумеете подобрать на свой вкус. К тому же LED-лампочки невелики, поэтому оптимально подходят для встроенных точечных источников, обеспечивающих легкую декоративную или не очень интенсивную фоновую подсветку, а также ярких мини-прожекторов с узким радиусом действия. В то же время ничто не мешает оснащать такими устройствами и люстры или бра, которые должны обеспечивать общее освещение. Главный минус диодных моделей - высокая цена (250-2000 руб.). Ну а из менее существенных недостатков - чувствительность к перепадам напряжения (в нестабильных электросетях срок службы LED-ламп заметно сокращается) и ослабление свечения со временем из-за так называемой деградации светодиодных кристаллов.