Эстетическое проектирование садового участка. Часть 2
При проектировании садовых строений и покрытий необходимо, прежде всего, определить назначение различных участков сада и их размеры. Необходимо решить, как они будут связаны друг с другом и с домом, т.е. следует спланировать пространственную структуру, которая формируется с помощью растений. В том случае, если речь идет о небольшом участке, такая структура, как правило, представляет собой компактную прозрачную пространственную форму, которая непосредственно связана с домом. Однако при наличии большого участка появляется возможность сформировать несколько связанных друг с другом садовых пространств и даже целой системы пространств, где основными разделяющими «стенами» будут служить композиции из различных по характеру декоративных растений.
На стиль сада и его «технического оснащения» влияют многие факторы, но при этом различные элементы должны получать четкое выражение в эстетически красивом распределении. Если стилистическое направление не соответствует вкусу хозяина, исполнителя работ или, возможно, вкусу проектировщика, это необязательно должно означать, что наш замысел создания сада является неправильным. Если комплексный сад внешне выглядит гармоничным, тогда мы в любом случае можем говорить о его стиле. Как можно истолковывать эти абстрактные понятия, когда мы имеем дело с небольшим садом, где придется учесть очень много практических факторов? Это, например, может быть расположение участка и его границы, архитектурный стиль дома (домов), а также - в первую очередь - представления, связанные с его использованием.
Искусство состоит в том, чтобы все элементы сада и пространства, будь то стены, мебель, пространство или покрытия на садовой территории, лестницы или растения, рассматривались как элементы одной основной концепции. Необходимо постоянно следить, насколько гармонично отдельные элементы сочетаются по цвету, форме, структуре и своей функции. Если мыслить детально, это всегда дает плохой результат. Как, например, будет выглядеть в хорошо спланированном саду неподходящее к нему покрытие или лестница на участке? Кроме того, неподходящие для сада растения или его обстановка в действительности всегда зрительно уменьшают сад. Маленький садик, будь он на земле или на балконе, либо на крыше, можно считать удачным лишь в том случае, если все его элементы - от самого малого до самого большого -явственно гармонируют друг с другом. В процессе истории садового дизайна сложилось два типа садов; архитектонический и пейзажный.
В архитектоническом саду явно просматривается сознательная деятельность; цель создателя состоит в том, чтобы выразить: этот сад - дело рук человека, результат планомерного отбора растений и посадок. Поэтому в планировке сада такого типа, как правило, присутствуют правильные, стройные формы и пространства, сочетающиеся с крупными, производящими впечатление единства растительными композициями. В таком саду соблюдаются правильные архитектурные формы, он тесно связан с домом, является органичным дополнением к нему, его продолжением. В архитектоническом саду растения присутствуют как подлинный строительный материал; в нем находит проявление не интересный характер того или иного растения, в нем внимание направлено на обустройство в строгом порядке, на декоративное впечатление, которое должны производить растительные поверхности и масса растений.
Для покрытий в нем используется какой-нибудь традиционный материал, например галька, щебенка, брусчатка или даже бетонные элементы малых и средних размеров, либо их сочетание. Для соединения пространств, имеющих различную форму в плане, обычно используют симметрично расположенные лестницы-уступы, которые одновременно служат опорными стенками или откосами. Такие сады не принято делать покатыми, на наклонных участках им придают ступенчатую форму, поэтому невольно они распределяются в определенном порядке, в зависимости от функциональности и внешнего вида.
Естественные элементы пейзажного сада - ансамбль из растений, покрытий, пространственной пластики; это кусочек самой природы, в котором правильные формы отходят на задний план, а основной рисунок складывается из живых картин природы и ее форм. В саду такого типа господствуют свободные, естественные формы, в них находит отражение уникальность растений, их разнообразие. «Отсутствие порядка» в покрытиях и садовых строениях, прежде всего, служит функциональности в отличие от предыдущего типа, где главную ценность составляет зрелищность. В пейзажном саду не следуют какому-то стилистическому направлению, их, скорее, можно назвать эклектичными. Определенно к данной категории можно отнести те, где дом, сад и покрытие участка вписаны в старую, уже имеющуюся естественную среду. Пожалуй, можно даже сказать, что именно они являются наиболее красивыми, потому что их практический характер не вызывает сомнений; большое значение могут иметь в таком саду то или иное дерево, аллея, старый кустарник, которые обязательно надо оставить в нетронутом виде, как некий фон на театральной сцене.
В последнее время в Европе, в том числе и в Венгрии, получают распространение т. н. японские садики. В них в распределении поверхности сада главную роль играют галька, которой посыпают дорожки, невысокие ветвистые деревья и кусты, небольшие пруды и выложенные камнем дорожки. Формирование пространства с помощью растений, создание пространственных композиций может быть разным, в зависимости от того, о каком типе сада идет речь - об архитектоническом или о пейзажном. Когда мы имеем дело с небольшими по территории садами, обычно предпочтительнее решение архитектонического характера, поскольку здесь мы имеем ограниченные возможности для создания свободных, широких пространственных форм. Однако окончательное решение зависит не только от размеров участка, но и от предназначения сада и от его связи с домом.
При подборе растений и садового строения или строений, при разделении их на группы и размещении в пространстве, конечно, следует учитывать не только моменты, связанные с формой и эстетической стороной. Главное требование состоит в том, чтобы знать природные свойства данного участка, местные почвенные условия, характерные черты местного водного баланса и климатические условия. Даже когда речь идет о небольшом саде, без учета этих факторов трудно создать мозаичный ансамбль из живых уголков, т. е. обеспечить разнообразные условия для высадки растений, для «оборудования» сада, для укладки покрытий и для создания связи между домом в целом и общими территориями.