Садовые покрытия
Для передвижения в пределах участка и для выхода на улицу в саду, исходя из своих потребностей и возможностей, обычно делают пешеходные дорожки, дороги и площадки для отдыха. С эстетической точки зрения строительство дороги на территории сада является наиболее неудачным вариантом - даже если это вызвано необходимостью. Но уж если ее и делают, то в целях наиболее рационального распределения территории, как правило, на участке перед домом, в крайнем случае - в боковой части сада. Строения и постройки, дороги и пешеходные дорожки имеют свои функциональные предназначения. а в целом все вместе создают определенную гармонию, которая может оказаться как более удачной, так и менее. На стадии проектирования необходимо определить функцию строения, а именно: что и как будет размещаться в той или иной точке плана обустройства, какие пути подхода будут оборудованы и как будут использоваться уже имеющиеся дорожки.
Обычно следует стремиться к тому, чтобы в саду было как можно меньше покрытых участков, тропинок и дорожек и чтобы они в полной мере соответствовали своим функциям. В больших садах их сооружают для удобства, они играют организующую роль, поскольку каркас сада складывается из пешеходных дорожек а также - несколько реже - из дорог и автомобильных стоянок. Именно пешеходные дорожки и внутренние дороги открывают перед нами определенные уголки сада или парка: помимо отдыха и проведения свободного времени, они обеспечивают также рациональные пути передвижения по территории. На дачных участках и в садах загородных домов дороги и дорожки не играют столько многоплановой роли. Здесь самой главной является пешеходная дорожка, которая берет начало у калитки; с теоретической точки зрения ее функция однозначно выражается в том. что она по прямой ведет от входа к дому.
Эта теоретически прямая линия на практике приемлема только в том случае, если дом строится таким образом, что от границы участка его отделяет т. н. передний сад В этом случае входную дверь дома с калиткой лучше всего соединить самым коротким путем, расположенным перпендикулярно к границе участка и к дому. Если дом возводится в саду на более далеком расстоянии от линии улицы, тогда выбор места для калитки определяется уже не по кратчайшему расстоянию, поскольку такая линия будет пересекать передний участок сада посередине, разделяя его почти пополам, что с утилитарной и эстетической точки зрения сделало бы этот участок неудобным. В этом случае дорожку от входа, а. может быть, и входную дверь дома следует сместить в одну сторону, а передний сад спланировать так, чтобы посередине образовалась большая красивая лужайка. Участок между устроенной таким образом дорожкой и ближайшим боковым забором можно засадить красивым декоративным кустарником, устроить клумбу, которая будет выделять калитку, благодаря чему передний участок сада в результате правильного расположения дорожки станет украшением дома и гордостью хозяина.
Въезд для машины или место стоянки органично связаны с дорогой, которая подводит к воротам с внешней стороны. В связи с ростом количества автомобилей не только из соображений безопасности необходимо выделить на территории участка место для машины, но и потому, что на улицах становится все труднее найти место для парковки Если гараж выходит в переднюю часть сада и участок имеет забор со стороны улицы, рекомендуется сделать на гараже дверь, которая вручную или механически будет открываться на две стороны или подниматься вверх, либо следует установить у забора раздвижные ворота. В городских домах и местах, где можно обеспечить только раздельное передвижение людей и въезд машин, необходимо устанавливать большие ворота и дверь.
Самые большие нагрузки, связанные с передвижением, падают на пешеходную дорожку, ведущую от калитки, поэтому она должная иметь твердое покрытие. Въезд для машины нет необходимости делать с твердым покрытием по всей ширине, очень красиво и целесообразно решение, когда камнем выкладывают только две линии под колею колес. В этом случае каждая полоса должна иметь ширину 50-60 см, а расстояние между ними - в зависимости от модели машины -120-180 см. Дерн между полосами с твердым покрытием или заменяющая дерн низкая многолетняя трава очень оживляют, как правило, безрадостный вид участков с покрытием. На пешеходных дорожках с твердым покрытием также лучше по линии движения через каждые 100-120 см оставлять зазор шириной в 5-6 см, который закрывается дерном или засевается многолетней травой, которая хорошо переносит хождение по ней и никоим образом не мешает движению.
В небольшом приусадебном саду или на дачном участке дорожку, ведущую от входа, можно делать как с твердым покрытием, так и без него. Поскольку из-за небольших размеров таких садов дорожка там не играет организующей роли, а необходимость в ней могут вызвать лишь какие-то особые местные условия или особое желание хозяина. Но в принципе лужайка приусадебного сада при соответствующем уходе сама хорошо переносит нормальные нагрузки.
Покрытия для пешеходных дорожек
Для передвижения людей на плоской территории необходима специально отведенная полоса, или пешеходная дорожка. В качестве покрытия для нее, естественно, можно использовать материал, который применялся для террасы или покрытия площадок, если он отвечает выполнению основной функции дорожки. Если речь идет об одно- или двухквартирном жилом доме, проблемы решаются просто, однако в общественных местах и в домах отдыха покрытия на площадках для отдыха и на путях движения делаются по-разному. На дорожках для передвижения людей следует исходить из следующих габаритных контуров (ширина х высота):
- для одного человека 60 х 200 см;
- для двух человек 120 х 220 см;
- для трех человек 180 х 240 см.
На садовом участке, т.е. в саду, ширина пешеходной полосы (дорожки) совпадает с шириной проекции габаритного контура. На участке, который для передвижения используется периодически, например, положенный под средний человеческий шаг ряд из тротуарной плитки или из камня, ширина дорожки может составлять всего 30-40 см. На дорожке из камня наиболее приемлемое расстояние между камнями вдоль оси - 60-65 см.
Пешеходные дорожки на наклонных участках
Уклон покрытия без ступенек на покатых участках - на т. н. рампах - в исключительных случаях может составлять даже более 10%, при следующих условиях:
- уклон в 12% при максимальной длине 200 м;
- уклон в 14% при максимальной длине в 100 м.
При сооружении пешеходных дорожек с уклоном следует соблюдать следующие требования:
- дугообразная линия рампы должна соответствовать допустимому показателю;
- ребро, образующееся на продольном разломе отсеков, должно сглаживаться нижним и верхним закруглением;
- на участках с уклоном при вышеуказанной длине (100-200 м) нет необходимости делать площадки для отдыха, однако при крутизне более 10% их рекомендуется делать;
- дорожки должны иметь покрытие соответствующей шероховатости;
- если предполагается передвижение средств транспорта по рампе, то при укладке конструкции покрытия следует учитывать возможные дополнительные нагрузки в соответствии с типом этих транспортных средств;
- во всех случаях следует позаботиться об отводе воды от атмосферных осадков.