Декоративная роспись стен и потолков

Конечный результат декоративной живописи предполагает симбиоз пожеланий заказчика, мыслей и мастерства художника. Когда планируют включить роспись в интерьер, учитывают не только уместность ее в данном помещении, возможность созерцания, но и будущее убранство - мебель и другие предметы обстановки, их стиль, цвет, расстановку. Главное - соотнести масштаб помещения и изображения, учесть степень естественной и искусственной освещенности. В комнатах небольшой площади лучше использовать орнамент или отдельные декоративные элементы, в больших помещениях - крупномасштабные изображения: пейзажи, сюжетные многофигурные, а также абстрактные цветовые композиции.
Сегодня художники используют различные приемы и сюжеты. Например, с помощью росписи легче воссоздать любой исторический интерьер, во времена которого она была основным элементом. Для этого используют архитектурные и декоративные "обманки" классицизма, барочно-рокайльные живописные аллегории, пластичные формы в стиле модерн, распространенный орнамент того или иного периода. Также с помощью росписи можно решить определенные пространственные задачи. Например, если нужно раздвинуть границы помещения, пишется "обманка", иллюзия открытого пространства (многоплановый пейзаж, горный ландшафт или морские дали). В домах дореволюционной постройки, где высота потолка достигает 4 м, при небольшом метраже комнаты человек чувствует себя неуютно. Если сделать потолок чуть темнее, а на стене выполнить роспись, соблюдая плавный переход оттенков от более темных (наверху) к более светлым, можно визуально уравновесить архитектурные пропорции.
Роспись может доминировать в интерьере, быть его полноценной составляющей или заставлять статичное пространство вибрировать и меняться. Но главное - расписанный интерьер уникален, необычен и конечно же, очень красив. Традиционно живопись создавали с помощью водорастворимых пигментов, которые наносили на сырую штукатурку (такое произведение называется фреска), темперно-клеевых красок (пигментов, замешанных на яйце или казеиновом клее), красок на расплавленном воске (энкаустики), масляных красок, наносимых на сухую штукатурку. Рисовали также на деревянной панели или холсте, который затем наклеивали на стену. В монументальном искусстве наибольшее распространение получили фрески и темперно-клеевая живопись. С 70-х годов XIX века масляные краски, применяемые в Европе для росписи, вытеснила водостойкая темпера, которая лучше пропускает воздух и которую можно мыть. Начиная с 50-х годов XX века художники стали использовать водоэмульсионные и акриловые краски, быстросохнущие и легкие в применении.
Техники монументальной живописи
Фреска. Под фреской сегодня часто подразумевают любую декоративную интерьерную роспись, независимо от того, в какой технике она выполнена, будь то масляная, клеевая или темперная живопись. Фресковая роспись известна еще со времен Древней Греции, хотя само название произошло от итальянского fresco, что значит "свежий". Она выполняется разведенными на воде минеральными красками по свеженане-сенной известковой штукатурке. Во времена Ренессанса ее называли affresco (альфреско), что означает "писать по свежей штукатурке". Из всех живописных техник эта самая сложная, так как требует от художника высокого мастерства: писать нужно быстро (пока штукатурка влажная) и сразу правильно, так как ничего исправить нельзя. Также нужно учитывать, что на сырой стене краски выглядят иначе, нежели на сухой. Поэтому многие художники, профессионально владеющие маслом и темперой, в этой технике работать не могут.
Фресковая роспись, с одной стороны, обеспечивает силу и чистоту цветового тона (кроме воды в краску не вводят никаких добавок), а с другой - высокую прочность и долговечность (краска затекает при еще влажной штукатурке во все имеющиеся на поверхности мельчайшие неровности и поры и химически закрепляется с содержащейся в штукатурке известью). Фресковую живопись выполняют на каменных или кирпичных стенах, связанных известковым раствором, на деревянных оштукатуренных стенах - при условии, что штукатурка имеет значительную толщину. Штукатурку, используемую в качестве грунта наносят не на кирпич, а на ранее уложенное основание. Последнее наносят в два слоя (нижний называется набрызг, верхний - накрывка). Нижним слоем выравнивают поверхность основания. Накрывку наносят перед началом выполнения живописи только на том участке, который предполагается расписать. Штукатурный грунт делают из тощего известкового раствора. В качестве наполнителя используют промытый речной песок средней фракции.
Когда необходима гладкая мелкозернистая поверхность, накрывку наносят в два или три слоя: первый толщиной 10-12 мм, второй, через полчаса после первого, толщиной 1,5-3,5 мм. Последний левкасно-шпатлевочный слой делают из смеси равного количества извести-теста и мраморной муки, затворенных до консистенции шпатлевки. Когда для росписи требуется общий цветовой фон, в раствор накрывочного слоя добавляют пигменты в количестве до 10 % общего веса извести. Большинство выпускаемых порошкообразных пигментов для фресковой живописи перед употреблением необходимо измельчить, чтобы при нанесении на грунт они прочно соединялись (пылинки должны войти в состав образующейся на поверхности штукатурки твердой корочки). Краски не просто смешивают с водой, а растирают до исчезновения комочков.
Роспись масляными красками. Как показал многовековой опыт, масляная живопись в меньшей степени, чем другие, пригодна для росписи. Она представляет собой плотный непроницаемый слой краски, препятствующий самовентиляции стены. Этот недостаток требует специальной подготовки стены, поддержания температурно-влажностного режима в помещении для защиты живописи от воздействия влаги, которая может скапливаться внутри и стать причиной разрушения изображения. Пример тому история росписи Леонардо да Винчи "Тайная вечеря". Во времена Ренессанса художники, писавшие маслом,тщетно искали средства против изменения и разрушения живописи под влиянием сырости стен. Несмотря на то что в тот период процветала фресковая и темперная роспись, Леонардо да Винчи предпочел масло, так как оно позволяло растянуть процесс работы. Несмотря на тщательную по тем временам подготовку поверхности стены, большая часть шедевра разрушилась - в основном от сырости. Еще один недостаток масляной росписи - блестящая поверхность, которая мешает рассматривать изображение со всех точек помещения. Но, несмотря на очевидные недостатки, такой росписью часто украшали стены.
Подготовка стен и потолков под живопись масляными красками ничем не отличается от подготовки под высококачественную окраску. Предварительно выровненную и оштукатуренную поверхность нужно отшлифовать, чтобы она была гладкой, а фактура мелкозернистой. Лучше всего для этой цели подходит известковая штукатурка. Она обязательно должна быть сухой. Просохшую штукатурку можно пропитать линоленовой кислотой, раствором углекислого аммония или цинкового купороса, льняным маслом, покрыть масляным грунтом или олифой. Но лучше вообще не писать по штукатурке, а отделить роспись от стены, вмонтировав в последнюю плиту (размером с роспись) из шифера (свободного от железного колчедана) и аспида, металлический лист (олово, медь, алюминий), деревянную плиту или линолеум. В некоторых случаях на штукатурку наклеивают полотно. Наклейку производят на проолифленную поверхность, еще дающую некоторый отлип. Вначале смоченное в олифе полотно крепят на гвоздях, затем приглаживают ладонями или валиком к стене, совершая движения руками от центра к краям. В отдельных случаях роспись наносят на основание, прикрепленное на подрамнике к стене, оставив между ними некоторое расстояние. В качестве основания используют льняной холст средней толщины и плотности, без узлов и редин. Подрамник делают из сухого дерева. Холст натягивают равномерными усилиями от середины к краям, а затем грунтуют.
Роспись выполняют художественными масляными красками в тубах. Основные дефекты масляных росписей - жухлость, то есть потеря блеска и насыщенности цвета, трещины. Основные причины происходящего - пористый грунт, который поглощает масло из красок, чрезмерное количество летучих растворителей, наложение краски на недостаточно просохший предыдущий слой, наложение чрезмерно толстых слоев краски, старение покрасочной пленки. Образовавшиеся жухлые места устраняют, пропитывая их маслом, либо покрывают их специальными лаками.
Роспись клеевыми красками. Клеевая живопись, как и фреска, относится к самым древним. Ввиду простоты выполнения, сравнительной дешевизны материалов, а также красивого, воздушного и в то же время бархатистого тона она до сих пор пользуется популярностью. Несмотря на некоторые недостатки, в условиях нормальной эксплуатации зданий она сохраняется надолго и не теряет первоначальной свежести. Связующие клеевых красок - растворимые в теплой воде сорта животного клея (костяного или рыбьего). Клеевую живопись легко смыть или размыть водой. Главный ее враг - повышенная влажность воздуха в помещении (при ней клей теряет связующие способности). Добавки квасцов в колер делают клеевую пленку водостойкой, но изменяют свойства краски: она становится тягучей, что затрудняет работу. Избыток клея снижает живописные качества колера, ведет к трещинам и шелушению. Чем меньше клея содержит раствор, тем красивее и звучнее получается краска.
Клеевые росписи выполняют непосредственно по штукатурке или холсту, приклеенному к ней. Некоторые художники пишут на холсте, натянутом на подрамник. Затем холст наклеивают на поверхность стены или потолка. Наклеить готовое произведение непросто, ведь живопись этого рода не так эластична, как масляная или темперная. Поэтому возможно появление трещин или отслоение красок от основания. В целях повышения эластичности в клеевой раствор вводят немного мучного клейстера, глицерина или олифы. Перед тем как приступить к росписи по штукатурке, на нее наносят раствор мыла или медного купороса в следующих пропорциях: на 16 л воды берут 1 кг мыла и на то же количество воды -1,2 кг медного купороса. Растворы наносят в горячем виде. После высыхания сверху накладывают белый грунт. Работая с клеевыми красками, необходимо помнить, что при высыхании они значительно светлеют, как и все водные краски.
Восковая живопись. Техника живописи восковыми красками довольно древняя. Воск является весьма стойким веществом и в обычных условиях может долгое время сохраняться без изменения. В отличие от масла воск не окисляется, в нем не образуются трещины, он не растворяется в воде, даже не смачивается ею. Недостаток воска - горючесть. В эфире, скипидаре, бензине воск растворяется без нагревания, а в жирных маслах - при нагревании. Чаще всего применяют два способа восковой живописи: горячий (пигменты сначала затирают на расплавленном воске, затем расплавляют восковую краску на специальной палитре и горячим металлическим инструментом наносят на поверхность) и холодный (восковые краски наносят кистью в холодном виде). В качестве связующего применяют восковые растворы или эмульсии. Основанием для восковой живописи служат дерево, штукатурка, пластмасса, камень, не имеющие отполированной поверхности. Грунтовка не обязательна.
Темперная живопись. Ввиду своих достоинств темпера наряду с фреской пользовалась большой популярностью в средние века и во времена Ренессанса, причем вследствие трудоемкости последней эти два способа нередко применяли в одном произведении. В зависимости от состава связующего вещества темпера имеет то большую, то меньшую плотность и потому в различной мере закрывает поры стены (но все же меньше, чем масло) и имеет различный тон. Для росписи лучше всего подходитяичная и казеиновая темпера. Старинный рецепт темперы для росписи: цельное яйцо, некрепкий винный или столовый уксус (пиво, хлебный квас, разбавленное водой вино) в количестве, равном объему яйца.
Для росписи стен используют также казеиновую темперу различного состава, причем темпера, содержащая меньшее количество масел и смол, считается более подходящей. Она имеет более легкий и воздушный тон и в меньшей степени препятствует "дыханию" стен. Казеиновая темпера обладает высокой клеящей способностью. Она хорошо связывается с поверхностью материала, на который наносится, поэтому требует крепкой штукатурки и плотного грунта, так как в противном случае может сорвать поверхность.
Краску наносят на известковую штукатурку, которая может состоять из двух слоев. Первый включает крупный песок и известь, второй - толченый мрамор (пропущенный через мелкое сито) и известь; или на одну часть извести берут две части алебастра; или алебастр смешивают с толченым мрамором. В результате получается гладкая поверхность, отличающаяся белизной.
Чтобы не возиться со штукатуркой, на стену можно наклеить холст с готовой росписью или чистый холст под роспись. Живопись темперой, выполненная на холсте (из льняной или пеньковой мелкозернистой ткани), приклеенном к штукатурке (клейстером на ржаной муке, в который вводятся канифоль и щелочь, увеличивающие клейкость), обладает большой прочностью. В случае необходимости ее можно снять со стены или потолка и перенести в другое место. Холст средней плотности грунтуют один раз толстым слоем. Если нужно получить идеально гадкую поверхность, холст грунтуют три-шесть раз (тонким слоем яичного или казеинового эмульсионного грунта с небольшим содержанием масла), а затем шлифуют грунт наждачной шкуркой.
Живопись современными красками. Поскольку интерес к росписи не угасает, современные художники стремятся найти более простые способы, не уступающие традиционным ни в качестве, ни в долговечности. Примером тому может служить силикатная живопись. В этом случае в качестве связующего для красок используют стекло определенного состава (кремнекислый калий). Оно имеет вид сиропообразной бесцветной или окрашенной жидкости, хорошо разводимой водой, обладающей клеящей способностью. Палитра силикатной живописи тождественна фресковой. Правда, при фиксировании краски несколько темнеют.
Иногда художники используют краски, предназначенные для окраски внутренних стен - латексные, водо-эмульсионные, водно-дисперсионные, водно-эмульсионные, акрил-дисперсионные, водно-латексные, но чаще акриловые, для художественных работ, имеющие широкую палитру. Последние не блекнут со временем и даже становятся ярче. В зависимости от количества растворителя или воды получается эффект масляной, гуашевой или акварельной краски. По окончании работы изображение покрывают матовым или полуглянцевым акриловым лаком, создающим защитный слой. Сегодня художники, как правило, не пишут прямо на стенах, а используют в качестве основы картон, фанеру, подрамник с натянутым холстом. Такие произведения живописи можно перенести в другое помещение или дом в случае перемены места жительства.