Каркасные конструкции потолочных покрытий. Часть 1

Проектирование стального каркаса
При проектировании оцинкованного стального каркаса и его подготовке следует обращать внимание на следующие моменты:
- сначала необходимо разработать систему подвесного потолка, его тип и распределение;
- необходимо стремиться к тому, чтобы облицовочные элементы потолочной системы состояли из целых плиток;
- осветительные приборы, которые устанавливаются в облицовку потолка, система кондиционирования воздуха и наружные элементы воздушного обогрева должны идеально гармонировать с системой элементов;
- размеры несущего стального каркаса должны соответствовать системе размеров запроектированной облицовки, размерам подвесного или акустического подвесного потолка;
- подвески следует распределять так, чтобы в пространстве над подвесным потолком можно было беспрепятственно устанавливать выходы технологических коммуникаций, лежащих под облицовкой (освещение, кондиционирование воздуха и т. д.), а также связанные с ними провода и линии, инженерные коммуникации (система отопления, водопровод, канализация, электро-, радиопроводка, система передачи данных и т. д.);
- подвесной каркас должен выдерживать связанную с облицовкой или подвесным потолком максимальную дополнительную нагрузку в 20 кг/м, а также дополнительную нагрузку в 20 кг в расчете на каждую подвесную балку (например, вес встроенных осветительных приборов);
- технологическое оборудование, передающее (распространяющее) динамическую вибрацию (выходы и каналы системы кондиционирования и воздушного обогрева), можно подсоединять к подвесной системе только с помощью креплений или лент, снижающих вибрацию;
- в случае установки электропроводки, ламп и вентиляторов подвесной каркас необходимо заземлить;
- подвесную каркасную систему из оцинкованной стали вообще нельзя устанавливать в помещениях, где работают с кислотами или где имеются кислотные испарения, а во влажных помещениях их можно устанавливать, только если поверхность каркасов имеет особую защиту;
- каркас не должен пересекать дилатационные зоны здания; его необходимо подвешивать в виде отдельных независимых полей на участках здания так, чтобы место стыка приходилось на дилатационную щель;
- на подвесную систему запрещается укладывать переходные мостки; это недопустимо даже при большой внутренней высоте пространства в подвесной системе;
- соединительные узлы на потолке должны образовывать видимую и поддающуюся контролю систему;
- механические нагрузки на дюбели и прочие элементы якорного характера следует рассчитывать:
• с двукратной надежностью для небольших помещений,
• с трехкратной - для коридоров и мест эвакуации на случай пожара,
• с четырехкратной - в помещениях большой вместимости;
- соединительные или крепежные элементы не должны быть изготовлены из горючих пластиков или из дерева; подвеска на деревянном креплении допустима лишь при деревянном перекрытии, но при этом оба слоя конструкции должны быть подвергнуты противопожарному контролю;
- подвесной стальной каркас можно устанавливать лишь там, где имеются возможности для его монтажа.
Самая простая система соединения - соединительный профиль U-образ-ной формы и крепежные зажимы. На дюбелях или на деревянных балках перекрытия профиль закрепляется винтами с шестигранной головкой так, чтобы профили во всех направлениях лежали на одной линии.
Установка стального каркаса
При установке каркасной системы необходимо принимать во внимание систему покрытия и ее проекцию на потолок.
Последовательность операций при установке:
- нанести на потолок проекцию облицовки, обозначив цветным мелком место сшивных планок и соединительных профилей;
- обозначить на потолке место подвесок для сшивных планок;
- подготовить отверстия с дюбелями для подвесок;
- установить подвески;
- установить верхний, несущий каркас подвесного потолка;
- обозначить плоскость подвесного потолка на окружающих стенах;
- установить на окружающих стенах U-образный профиль для обрамления;
- точно закрепить подвешенный несущий каркас на обрамляющем профиле;
- подготовить скрытое технологическое оборудование (электропроводку, водопровод, канализацию, отопление и т.д.);
- заземлить раму и подсоединить арматуру;
- параллельно с установкой потолочной облицовки в каждом ряду окончательно закрепить нижние профили.
Установка гипсокартонных плит отличается от описанных выше лишь по последовательности рабочих фаз установки несущих профилей. Если плиточный ряд имеет только один слой, тогда после установки каркаса профили необходимо выровнять по плоскости и по параллельному расположению. Монтажные профили необходимо укрепить при помощи поперечных стяжек или якорей, перпендикулярно направленных по отношению к подвешенным несущим профилям. По возможности панели надо устанавливать так, чтобы они располагались перпендикулярно к раме металлического каркаса. Строительные/противопожарные панели в местах соединений следует монтировать так, чтобы они состыковывались вдоль одинакового профиля.
Для крепления панелей следует использовать шурупы-саморезы, причем начинать закручивать их надо от середины панели или от угла одной из панелей. При закреплении необходимо следить, чтобы панели не были напряженными, но после закрепления шурупами они должны плотно прилегать к несущему каркасу. Расстояние между шурупами должно составлять 150-170 мм, зазоры на стыках необходимо заполнить Uniflotal, которым замазывают также головки шурупов. Необходимо следить за правильной обработкой краев. Для установки перфорированных панелей без зазоров края плитки необходимо остругать шпунтгобелем под углом 22,5°. Затем перфорированные панели типа GK ровно устанавливаются по шнуру или по длинной линейке (рейке). Параллельный монтажному профилю край панели можно устанавливать только на монтажный профиль (т.н. «летящее соединение» не применяется). При больших размерах перекрытий через каждые 10 м делается расширительный зазор.
Если подвесной потолок имеет два и более слоев, каждую панель необходимо прочно прижать к подвешенному монтажному каркасу, при этом закреплять следует каждую панель отдельно. При установке первого ряда панелей расстояние между шурупами можно увеличить в три раза по сравнению с расстоянием, указанным в инструкции (максимум 500 мм), но это допустимо лишь в том случае, если второй ряд панелей устанавливается сразу после установки первого ряда (в течение одного рабочего дня). Второй ряд панелей следует также прикреплять к подвесному каркасу с помощью шурупов, которые проходят сквозь первую панель. Расстояние между этими шурупами должно быть стандартным (максимум 170 мм). Следует также соблюдать глубину закручивания.
Панели первого ряда должны плотно прилегать друг к другу, если на стыке имеются неровности (например, обломаны края, незаполненные участки), их необходимо заполнить затирочным гипсом. Если швы второго ряда не заполняются Uniflotal, тогда после установки защитного уплотнителя (закрепляющей ленты) швы следует трижды затереть, при этом Uniflotal наносится и втирается шпателем. Ширина швов первого ряда должна быть такой же, как на монтажном профиле, или немного больше, такой же должна быть ширина швов на втором ряду. Если перекрытие укладывается в два ряда, нельзя делать швы, которые будут перекрещиваться по всей длине (перекрещивающиеся швы).