Выбор конструкции гаража
Для многих владельцев частных загородных домов автомобиль является единственной возможностью добраться до ближайших населенных пунктов. Чтобы железный конь верно служил долгие годы, следует позаботиться не только о собственном уютном гнездышке, но и о надежном гараже. При этом надо определиться с метражом, вместимостью, месторасположением и материалами постройки. В зависимости от места расположения частные гаражи бывают совместными, пристроенными и отдельными. Удобным считается первый вариант: такие постройки располагаются под одной крышей с коттеджем, а значит, имеют общие с ним коммуникации. Устроить единые с домом систему отопления, электропроводку и водоснабжение возможно и в пристроенном гараже, который соединяется с жилым зданием посредством тамбура.
В первом случае помещение для автомобиля изначально вписывается в планировку здания и возводится вместе с ним на общем фундаменте, во втором - оно достраивается после. Отдельные гаражи сооружаются автономно, обеспечиваются собственной системой коммуникаций и являются наиболее безопасными. Если гараж находится в том же здании, что основные жилые помещения, то хозяевам удобно пользоваться машиной, выгружать из нее поклажу, а в ненастные дни путь от водительского сиденья до дивана в гостиной будет самым коротким. Располагая гараж внутри коттеджа, вы также защищаете автомобиль от угона. В смету такого строения изначально придется заложить мощную вентиляционную систему, выводящую все выхлопы наружу, в противном случае домочадцы будут вынуждены дышать бензиновыми парами. Ко всему прочему, если жилое здание находится в глубине участка, то по его территории придется проложить специальную подъездную дорогу, что, во-первых, обойдется в копеечку, а во-вторых, сократит полезную земельную площадь.
Встроенный гараж можно расположить на первом или цокольном этаже дома. Оборудовав подвальное помещение для стоянки автомобиля, вы сэкономите достаточно большое пространство на приусадебном участке. Недостаток такого гаража - риск подтопления почвы, представляющий опасность для машины. Да и выезд из минусового уровня постройки может оказаться крайне затруднен из-за обледенения полотна пандуса. Стоимость индивидуального проекта дома со встроенным гаражом колеблется в пределах 20 000-40 000 руб., проект коттеджа без гаража будет стоить от 17 000 руб.
Пристроенные гаражи так же удобны в использовании, как и встроенные. И самое главное, их можно достраивать даже через много лет после возведения дома. Кроме того, такие гаражи обладают рядом преимуществ перед отдельно стоящими. Во-первых, создать пристройку дешевле, нежели возвести автономное здание. Во-вторых, подобная конструкция занимает меньшую территорию, чем отдельный корпус, даже если рассчитана на такое же количество машино-мест. Ну и отдельный бонус - расположенные в шаговой доступности основные коммуникации, которые без особых проблем можно подвести из основного здания. При строительстве гаража-пристройки необходимо предусмотреть тамбур, который разделял бы помещение для стоянки автомобиля и жилые комнаты. Это в некоторой мере оградит вашу семью от шума работающего мотора, запаха выхлопных газов и грязи. Лучше, если по соседству с автомобильным «домом» не будут располагаться спальные комнаты. Цена гаража-пристройки зависит от материала, из которого он изготовлен, Фирмы, занимающиеся строительством и ремонтом домов, оценивают создание пристройки из расчета 8000-10 000 руб./кв. м.
Гараж в виде отдельного здания, как правило, представляет собой настоящий комплекс в миниатюре. Времена стандартных «коробок», обшитых стальными листами, давно позади. Современные отдельные гаражи по размерам и внешнему виду часто напоминают маленький дом. Здесь помимо машино-мест могут быть расположены зона хранения садового инвентаря, кухонная пристройка, сауна, котельная, помещение для охраны, мастерская, летний душ. Достоинства и недостатки отдельно стоящего гаража связаны с его удаленностью от жилого здания. Чтобы добраться до автомобиля в холодное время года, нужно надеть верхнюю одежду, зимой - пройтись по сугробам, а осенью - намокнуть под дождем. Касаемо строительства основной минус удаленного от дома гаража - необходимость подводить к нему инженерные коммуникации.
Однако данное затруднение выглядит незначительным, если вспомнить о возможностях постройки: она легко поддается перепланировке или увеличению. В случае с отдельным гаражом не существует проблемы шумоизоляции, что позволяет устроить в нем еще и ремонтную или слесарную мастерскую. Ну и с точки зрения пожарной безопасности такая постройка представляет куда более слабую угрозу, чем встроенные или пристроенные гаражи. Если разумно подойти к выбору места строительства автомобильного «дома» и поместить его у въезда на территорию коттеджа, то особо тратиться на проведение дороги к гаражу не придется. Стандартный металлический гараж на одну машину (3,6x8,4x2,4 м) будет стоить примерно 200 000 руб., с монтажом - 270 000 руб. Утепленный вариант постройки тех же габаритов -290 000 и 400 000 руб. соответственно.
При возведении пристраиваемого гаража, важно учитывать вопрос сопряжения стен, особенно несущих: из-за различных технических характеристик в местах сопряжения могут появиться вертикальные трещины. Поэтому если ваш дом кирпичный, то и гараж лучше делать таким же. А вот выбор материала для отдельно стоящего гаража разнообразен. И здесь все зависит от ваших финансовых возможностей, географии земельного участка, конструкции коробки, которая может быть капитальной или переносной. Основной плюс кирпичной постройки - ее пожаробезопасность: материал выдерживает прямое воздействие огня до 7 ч. Кроме того, эти строения не знают равных по срокам эксплуатации, они могут прослужить более сотни лет, Однако стоимость возведения кирпичного гаража достаточно велика - кубометр одинарного кирпича обойдется в 3600-6700 руб.
Гораздо выгоднее в этом отношении строительство из блоков, например керамзитобетонных (3000-4000 руб./куб. м) или газосиликатных (2000-4000 руб./куб. м). Благодаря легкому весу и большому объему строительных элементов возвести такой гараж можно намного быстрее кирпичного. Однако блочные постройки нуждаются в обязательной внешней облицовке, иначе они утрачивают свои теплоизоляционные характеристики. По пожаробезопасности газосиликатные и керамзитобетонные гаражи не уступают кирпичным, чего не скажешь о деревянных конструкциях. Такие гаражи - редкость, хотя существующие сегодня защитные покрытия для древесины позволяют на некоторое время снизить горючесть материала.
Конструкции из железобетона относят то к капитальным, то к переносным, поскольку существуют две разные технологии строительства из этого материала: монолитная и сборная. Первый тип гаража представляет собой полностью готовую «коробку», произведенную на заводе, а второй состоит из отдельных железобетонных плит, которые соединяются анкерными болтами. Монолит перенести невозможно: его намертво скрепляют с фундаментом, а вот сборный железобетонный гараж можно в случае необходимости разобрать. Правда, его перенос нежелателен, поскольку при разборке не избежать повреждений стыковочных поверхностей плит. Железобетон полностью отвечает требованиям прочности и пожаробезопасности для гаражного строительства, но внешний вид такого гаража не отличается оригинальностью. За сборный железобетонный гараж 6x3,42x2,6 м вы заплатите примерно 185 000 руб., а вообще цены разнятся в зависимости от комплектации и размеров постройки. Срок службы таких сооружений - более 100 лет.
Установка металлического гаража не займет много времени. Если вы не планируете задерживаться на одном месте длительное время, эта конструкция станет оптимальным вариантом. Металлический гараж может быть разборным и неразборным (полностью сварным). Разборный гараж состоит из отдельных панелей, которые соединяются между собой болтами (бескаркасный), или из каркаса и листов металла, которыми он обшивается. Для установки металлического гаража не требуется специального фундамента. Достаточно строго горизонтальной твердой площадки под всю кopoбкy например асфальтного покрытия. В металлических гаражах практически невозможно создать оптимальные условия для хранения автомобиля. Летом коробка нагревается, зимой леденеет. С наступлением холодов на потолке и стенах образуется конденсат, что приводит к коррозии как самого строения, так и металлических деталей автомобиля. Поэтому данный тип гаража нуждается в обязательном утеплении изнутри, например, минеральной ватой или пенопластом. Снаружи постройку придется тоже утеплять или в крайнем случае регулярно красить.
Из металла изготавливают популярный в России с начала 1990-х годов гараж «ракушку». Главное достоинство этого сооружения - компактность, которая обеспечивается за счет подъемных ворот. Профессиональные монтажники способны собрать «ракушку» за полтора часа, простому обывателю для этого потребуется несколько часов. Срок службы укрытия - от 15 лет, стоимость изготовления - от 25 000 руб. Выбор конструкции гаража напрямую зависит от ваших личных предпочтений, от того, задумали ли вы его строительство одновременно с жилым зданием или позже, от материальных возможностей и предполагаемого срока использования сооружения.