Колеровка


КолеровкаПерсиковые стены, нежно-розовый потолок, бежевые дверные наличники... Сделать свой дом нарядным и непохожим на другие можно с помощью красок. Их сегодня в продаже великое множество - разного типа и цвета. А если какого-то оттенка не нашлось, то можно создать его прямо в магазине -для этого нужно добавить цветные пигменты. Пигмент - это компонент который отвечает за цвет краски и ее прозрачность, а кроме того, в целом определяет свойства лакокрасочного состава.

Цветные наполнители позволяют получить краску любого, даже самого «хитрого» цвета: достаточно добавить в белую или прозрачную базу один или несколько пигментов в нужном соотношении - и требуемый оттенок получен. Производители выпускают сегодня не только краски, но и лаки, грунтовки, цемент, которые можно раскрасить по собственному усмотрению. Не вдаваясь в подробности, разберемся в том, какие бывают пигменты. Одни цветные добавки имеют природное происхождение, другие «цветоносители» получают искусственным путем. Минеральных неорганических пигментов, которые добывают прямо из земли практически в готовом к использованию виде, не так уж много.

Эти пигменты были известны еще нашим мамам: вряд ли кто не знает о меле, извести, охре, каолине, графите, железном сурике. Минералы и горные породы измельчают - и можно добавлять получившуюся пудру в составы. Применяют их по-разному. К примеру, мел и умбра подходят для клеевых красок, графит - для масляных, предназначенных для покрытия горячих поверхностей из металла. Минеральные цветные наполнители недороги и не боятся ни погодных условий, ни щелочей, так что лакокрасочные материалы с ними подходят для наружных работ Одно плохо, яркого насыщенного цвета минеральные пигменты дать не в состоянии.

Синтетические добавки (как правило, соли и оксиды металлов) могут быть как органическими, так и неорганическими. Последняя группа особенно многочисленна и распространена. Из пигментов, входящих в нее, наиболее известны белила (свинцовые и цинковые), сажа, оксид хрома, литопон, коричневый марс, синий кобальт. К группе синтетической органики относятся красочные фарблаки разнообразных цветов, а также такие добавки, как индулин, монастраль, литоль. Органические пигменты дают интенсивный чистый цвет но плохо переносят воздействие света и погодных условий. Они подходят для масляных и клеевых красок. Неорганические наполнители не имеют такого чистого цвета, зато не боятся ни света, ни действия щелочей.

Есть еще так называемые металлические пигменты. Эти наполнители имеют такое название, поскольку получают их из цветных металлов и их сплавов, измельченных в пудру. Применяют металлические пигменты в живописи, в клеевых красках, при окраске элементов из металла. К этой группе относятся алюминиевая пудра, золотистая и серебристая бронза, порошок меди, цинка. Металлическая пудра при нанесении образует на поверхности чешуйки, защищающие выкрашенную деталь от агрессивного воздействия. Это основная классификация цветных наполнителей. Можно классифицировать пигменты иначе, к примеру по степени укрывистости: они могут быть корпусными (дают плотное покрытие) и лессировочными (прозрачными). Другое разделение присадок - по цвету: различают белые, бесцветные и цветные (красные, синие, желтые, зеленые, коричневые, черные) пигменты.

Гораздо интереснее всевозможных классификаций сам процесс получения лакокрасочных материалов с нужным цветом. Для этого необходимы база (белый или бесцветный состав), пигмент и рецепт. Раньше можно было купить пигменты только в первозданном виде - в мелком порошке. Такой наполнитель нужно было замочить, процедить и только потом тоненькой струйкой вливать в состав. Сейчас в магазинах появились уже готовые к добавлению в краску пигменты: в виде концентратов, паст, микрокапсул, цветных эмульсий. Такие составы достаточно просто дозировать. В зависимости от того, как много пигмента будет добавлено в краску, цвет получится более или менее интенсивным. В продаже есть как специализированные (предназначенные для конкретного вида краски), так и универсальные пигменты (к примеру, колеровочная паста «Аква-Колор»), которые можно добавлять практически в любой состав, будь то грунтовка, водный краситель, масляная краска, цементный раствор, затирка для швов - свойства базы при внесении цветного наполнителя от этого не меняются.

Ряд «цветоносителей» (например, краситель Dufa) можно применять как самостоятельную краску или делать с ними смесь. Однако обычному покупателю сложно получить нужный цвет в большом объеме просто потому, что у него нет специального оборудования. Основная проблема заключается в том, что, замешав краску и добившись нужного оттенка, в следуюш,ей партии краски точного попадания цвета на глаз не достигнешь. Полученной цветной краски обычно не хватает на завершение работ, а с приготовлением большого объема краски трудно справиться вручную. Поэтому производители красок предлагают услуги по колеровке лакокрасочных материалов прямо в точке продажи. Всю работу выполняет колеровочная машинная система, управляемая компьютером.Таким образом достигается точность дозировки всех компонентов, и нужный вам оттенок можно воссоздать в любое время, поскольку «чудо» совершается по четким формулам того или иного цвета. Машина же перемешивает базу (то есть белую краску) с пигментами в однородную смесь.

Процесс занимает буквально несколько минут. Таким образом можно получить и 100 г краски нужного цвета, и несколько тонн состава. И главное, это можно сделать в любом месте, поскольку красочные смеси составляются по определенным цветным стандартам. Чаще всего это каталоги HAL, TVT, NCS. Производители лакокрасочных материалов предлагают и собственные каталоги цветов. Имеются отдельные колеровочные веера для водно-дисперсионных красок, эмалей, матовых и глянцевых составов. Окрасить основу можно более чем в 2000 оттенков. В зависимости от комбинации пигментов и их доли определяется и стоимость готовой краски (чем дороже цветной наполнитель, чем больше его содержание, тем дороже краска).

При выборе цвета учитывайте, что оттенок на маленьком образце или мониторе воспринимается не так, как на большой поверхности. Из опыта можно посоветовать выбрать цвет на тон светлее, чем вам понравился, - на стене получится как раз то, что вы хотели. Ведь восприятие за висит от освещенности, типа фактуры, наличия или отсутствия глянца, соседних цветов. Как правило, колеровщику для безграничного творчества достаточно пары базовых красок и буквально десятка-полутора пигментных паст разных цветов. Обойтись можно и тремя основными цветами: красным, желтым и синим -их комбинации дают возможность получить практически любые цвета и оттенки.

В простейших составах для колеровки используют только один пигмент. Считается, что чем проще состав, тем лучше. Чаще специалистам приходится применять несколько цветных наполнителей, делая более сложное пигментирование. При этом важно смешивать пигменты, обладающие одинаковыми долговечностью и стойкостью к агрессивным средам. При соблюдении этого условия оттенок останется неизменным, пока вы не захотите сменить цвет. Кроме того, для одного состава нужно выбирать пигменты, частицы которых имеют одинаковый размер, иначе окрашивание может получиться неравномерным. Также приходится учитывать и то, что полученный цвет будет не таким чистым и ярким, как у одного пигмента. Еще одна хитрость заключается в том, что использование пигментов из разных групп (органические-неорганические) может дать неожиданные для неподготовленного потребителя оттенки (к примеру, смешав красный и зеленый пигменты, вы получите белый).

Не удивляйтесь, если специалист в магазине поинтересуется у вас не только тем, какой тип краски вам нужен, но и что именно вы собираетесь окрашивать: от условий эксплуатации напрямую зависят необходимые для вашего случая свойства пигментов (к примеру, светостойкость). Появление специальных красок (для горячих поверхностей, против ржавчины, меняющие цвет в зависимости от освещения и угла обзора), в свою очередь, привело к созданию особых пигментов. Особыми они становятся благодаря различным добавкам, изменяющим их свойства. Так, производители научились делать пигменты, обеспечивающие краске долговечность, стабильность, смачиваемость. Часто даже сами технологи не имеют всей информации о пигменте, который к ним поступает, поскольку производители стараются сохранить свое ноу-хау в тайне. Поэтому без предварительных проб и экспериментов добиться успеха в деле колеровки сложно.

Профессионал может дать совет и по цвету. Так, для наружных работ вам порекомендуют светлый оттенок, поскольку темное покрытие будет нагреваться, что не способствует долгой жизни краски. Лучше всего для фасадных красок подходят минеральные светостойкие пигменты, которые не слишком разнообразны по цветам. А если поверхность, на которую вы собираетесь нанести краску, постоянно подвергается загрязнению, возможен один из вариантов окрашивания: либо в цвет, контрастирующий с оттенком загрязнений, либо в тот же самый. Если же требуется колеровать водно-дисперсионные краски, выбирайте пастельный тон - получить насыщенную краску в этом случае довольно сложно. Как видите, тонкостей при работе с пигментами немало. И только кажется, что нет ничего сложного в том, чтобы добавить в ведро с белой краской цветной концентрат.

 

Бесплатный расчет стоимости строительства и ремонтных работ

«СтройБиржа» - Бесплатный расчет стоимости строительства и ремонтных работ

Рейтинг@Mail.ru