Банные обычаи россиян. Часть 1
Особенно любили баньки на севере России, на Урале, в Сибири. «Банька была у него построена на славу: большая, светлая, просторная, с липовыми полками, менявшимися чуть не каждый год... Перед баней иногда скоблили и строгали рубанком и лавки, и пол, и стены, чтоб была как новая... Чуть не с полночи жарили баню, варили щелоки, кипятили квас с мятой для распаривания веников и поддавания на каменку... В предбаннике на лавках высоко, в несколько рядов, наложены были кошмы, покрытые белыми простынями; весь пол устлан войлоками, и на них раскидано пахучее сено, крытое также простынями. В бане на полках и на лавках настланы были обданные кипятком: калуфер, мята, чабер, донник и другие пахучие травы. На лавках лежали веники, стояли медные луженые тазы со щелоком и взбитым мылом, а рядом с ними большие туеса, налитые подогретым на мяте квасом для окачивания перед тем, как лезть на полок. На особом крытом скатертью столике разложены были суконки, мелко расчесанные вехотки (пучок расчесанного мочала) и куски яичного казанского мыла».
Особой популярностью в качестве напитка в бане пользовался квас, в приготовлении которого наши предки были большие мастера и выдумщики. Квасы приготовлялись на плодово-ягодных соках, на меде, с добавлением пахучих трав и пряностей. Парились в банях очень долго и выпивали за многочасовое пребывание в бане огромное количество кваса. Мельников-Печорский писал, что упомянутый им игумен - старовер «целые жбаны холодного квасу выпивал». В почете был так называемый парной квас - ядреный, шипучий, бьющий в нос. Во многих губерниях России был обычай при заходе в баню, когда человек готовился войти в парилку, он съедал несколько ломтиков свежей редьки. Ничего другого перед парилкой есть не рекомендовалось. Только при простуде советовали: наешься луку, ступай в баню, натрись хреном и запей квасом.
Самой старой русской баней была баня по-черному, которая по аналогии с курной избой, называлась курной; это значит, что в бане устанавливается печь без трубы и дым выходит прямо в баню и через дверь и оконце на улицу. Дым со временем коптит стены бани до черноты. Истопить такую баню не легко, надо вовремя закрыть и проветрить, чтобы не было «угару». Стены такой бани после топки обливают водой, а иногда моют. Более сложной является широко распространенная в России т. н. баня-каменка, в которой ставится печь с трубой, баня внутри чистая. В зависимости от своего вкуса, хозяин делает 2-3-4 полка - низких или высоких. Тот, кто любит жаркую баню, самый высокий полок делает чуть ли не под потолком (чем выше поднялся, тем выше температура). На эти полки (скамейки) на разных уровнях настилали иногда подушки или матрацы, набитые сеном или соломою, которые покрывались белыми простынями.
В России бани почти всегда топили березовыми дровами, т. к. они наиболее калорийные и дают хороший «дух». Сейчас в банях широко используют т. н. банные коктейли из пахучих веществ. А раньше эти коктейли успешно заменяли настои из разных ароматических трав: мяты, шалфея, тимьяна, листьев черной смородины и малины, душицы, иногда даже полыни. Собственно и нынешние коктейли готовятся на той же основе, только в последнее время прибавился настой из эвкалипта. Целебные ароматы в сочетании с высокой температурой убивают почти все микробы, бактерии в воздухе, на коже и верхних дыхательных путях. Как пишет В.Иванченко, «даже при последующем охлаждении микробы не смогут внедриться в организм. Следовательно, запах тоже способствует закаливанию... »
Наши предки, однако, ароматизировали баню более простым, но не менее эффективным методом. Они разбрасывали свежие или сухие ароматные растения по полкам. Особенно широко использовалась мята, шалфей, листья черной смородины, душица, лапник (ели) и др. Вообще славяне, русские для ароматизации использовали десятки разных трав, кустарников, деревьев. Что касается трав, то использовалось почти все разнотравье. Иногда полки устилались душистым сеном и покрывались простыней. Когда же появились общественные бани? В XI веке переяславский епископ Ефрем, грек, начал вводить общественные бани в монастырях. Таким образом, народные бани на Руси начали существовать еще в первые века христианства. Основателями общественных бань на Руси были видимо печорские монахи, побывавшие на Афоне, где они познакомились с греческими общественными банями.
Кроме обычных в XVIII веке в России появились так называемые «бадерские», лечебные бани, содержателями которых были обычно иностранцы. Такую баню хотел построить при дворе лекарь Петра I, Паульсон, но не построил. Особенным успехом в Петербурге до 1760 года пользовалась «бадерская» баня Лемана. Но в 1761 году у него появился конкурент, француз Вандреда, который открыл «бадерскую» баню на Малой Морской улице в доме Квасова. В объявлении было сказано: баня открыта «для потения и разведения флюсов и других телесных припадков, по докторской рекомендации». Понятно, что в этих банях мылись в основном богатые. Вообще же такие бани в России не привились, так как, хоть они и были лечебными, но такого лечебного эффекта, как русская баня, они едва ли могли дать.
Старейшие Московские бани находились у Каменного моста и назывались поэтому «каменные» или «каменновские». Они были построены из кирпича, в то время как все остальные общественные бани были деревянными. Не случайно, что они часто горели, а при пожаре 1812 года все бани Москвы выгорели. В торговые, базарные дни, а также в большие церковные праздники общественные бани не топились. Исстари своими банями славилась Москва. Как отмечает В.А. Гиляровский, в конце XIX века в Москве было «шестьдесят самых разнохарактерных бань», «пропускная» способность которых была велика. В «банные» дни, по субботам и накануне больших праздников, каждая баня использовала около 3 тысяч веников, которые привозились в Москву возами из глухих деревень, особенно из-под Гжели. Служившие в банях мальчики готовили эти веники «для парки».
Они же разливали по бутылкам квас, который продавался в банях. Мальчиков этих привозили в Москву из соседних областей: Ярославская давала Москве половых в трактиры, Владимирская - плотников, Калужская - булочников. Банщиков давали три губернии, но в каждой - по одному - двум уездам. Москву насыщали банщиками уезды: Зарайский-Рязанский, Тульский-Каширский и Веневский. Так из поколения в поколение шли в Москву мужчины и женщины.
Самой популярной фигурой в бане был парильщик, труд которого был неимоверно труден. «С пяти часов утра до двенадцати ночи голый и босой человек, только в одном коротеньком фартучке от пупа до колена, работает беспрерывно всеми мускулами своего тела, при переменной температуре от 14 до 60 градусов по Реомюру, да еще при том все время мокрый». От хозяина парильщик денег не получал, а жил за счет подачек от мывшихся за свой каторжный труд. Иногда из полученных денег половину он отдавал хозяину.