Облегченные фасадные декоративные элементы
Декоративные элементы преображают фасад здания и могут придать ему индивидуальные, неповторимые черты, да и рыночная стоимость со вкусом оформленного дома становится выше. Традиционно эти детали выполнялись, как правило, из тяжелых строительных материалов - гипса или бетона. Особенностью современного декора в экстерьере стало использование легких модулей из искусственного камня или полимеров с применением покрытий на основе эластичных штукатурок. Требования к уменьшению веса украшений актуальны также и в силу того, что сегодня дома утепляются с наружной стороны при помощи легких теплоизолирующих материалов. Необходимость использования декора не вызывает сомнения даже в наше время, отличающееся сверхлаконичными формами.
Конечно, основное впечатление об архитектурном сооружении складывается на основании его объемно-пространственной структуры, однако декоративные элементы помогают подчеркнуть особенности здания, проработать их нюансы и выделить важные для композиции контрасты, вписать строение в окружающий пейзаж или, наоборот, задать стилистику всех остальных сооружений на улице или отдельно взятом приусадебном участке. Эти задачи решаются за счет определенной фактуры стен и правильного выбора мест для нанесения орнамента либо путем создания пространственной ритмики посредством чередования декоративной плитки с разнообразной расцветкой и графикой. Детали конструкции также могут обыгрываться по форме с помощью декоративных элементов. Причем декор способен изменить внешний вид не только строящегося, но и уже эксплуатируемого здания, вдохнув в него вторую жизнь и придав ему любой облик, от средневекового замка до авангардного сооружения. Наиболее часто украшаются колонны, фронтоны, карнизы, наличники, цоколи, замковые камни арок, филенки, пилястры и многое другое. Вообще при желании можно декорировать всю стену, если для этого нет стилистических или финансовых преград.
Собственно, на основе комбинации названных конструкций и формируются самые распространенные варианты оформления домов. В первом из возможных случаев декоративными элементами облицовывается только ЦОКОЛЬ: эстетическая составляющая подобных манипуляций тесно связана с утилитарной, поскольку основание строения должно быть защищено от попадания воды. Другой вариант подразумевает, что декорированию подлежит не только цокольная часть, но и вся стена первого этажа. При этом объектами для украшения могут стать также окна, двери, карнизы и тп. И, наконец, третий способ изящно и со вкусом выделить свое жилище из ряда соседних зданий - оформление всего фасада с его архитектурными особенностями, оконными, дверными и иными проемами.
По монтажно-конструктивным характеристикам декоративные элементы делятся на накладные и монолитные. Первые крепятся на поверхности стен уже возведенных зданий и фиксируются при помощи специальных растворов или клеевых масс. Монолитные (закладные) изделия монтируются еще на этапе строительства домов, становясь неотъемлемой деталью конструкции наряду со стеновыми материалами.
Природный прототип
Искусственный камень является одним из наиболее распространенных декоративных материалов и производится методом вибролитья. Практически ничем не отличаясь от натурального аналога, рукотворные изделия гораздо легче своих природных собратьев, а по прочности даже превосходят их. Поскольку здесь нет пор и микротрещин, искусственный камень без проблем и разрушительных последствий переносит замерзание влаги на своей поверхности. Он может имитировать кирпич, обладающий любым внешним ВИДОМ; глянцевый, матовый, состаренный, винтажно-выветренный, выкрошенный и т.п, - и позволяет облицевать весь дом, превратив его в исторический особняк или наоборот, придав старому зданию вид только что построенного. Если рассмотренную «кирпичную» стену можно создать за счет одного модуля, то для имитации кладки из тесаного природного камня придется использовать целый ряд из нескольких прямоугольных блоков разных габаритов. Размеры «каменных» плашек подобраны таким образом, что позволяют покрывать всю плоскость без прорех и в то же время не делать ее монотонной по рельефу и разлиновке швами.
Такое решение выглядит особенно удачным для украшения цоколя, приобретающего основательный и устойчивый вид, словно речной или морской утес, «портрет» которого, собственно, и запечатлен в каждом декоративном модуле. Подобное оформление будет хорошо смотреться и на дымоходной трубе. А для облицовки стен можно применить искусственный камень с более гладкой фактурой. К слову имитация рустов достигается за счет искусственных камней неправильной формы с нарочито грубо обработанной, «бурлящей» поверхностью. Чаще всего их используют фрагментарно: обильно декорированное таким материалом здание будет наводить на мысль об архитектуре романского периода, когда утяжеленные формы построек имели запас прочности 800%.
Эстетичные приложения
Накладные декоративные элементы в виде лепнины чаще всего имеют полимерное происхождение. Материалами для их изготовления служат полистирол и полиуретан. Такие изделия имеют очень малый вес, практически не создают дополнительной нагрузки на фундамент и легко крепятся к стенам дома. Применение терморежущих станков, уттравляемых при помощи компьютера, гарантирует безупречность пенопластового орнамента любой сложности. К тому же этот материал очень хорошо поддается доводочной холодной обработке, то есть шлифовке. Рассматриваемые детали довольно легко приклеиваются друг к другу или стене, но при выборе связующего вещества следует соблюдать некоторую осторожность, потому что большинетво средств разъедают пенопласт. В свою очередь, полиуретан используется для изготовления не резных, а литьевых декоративных форм. Украшения из него получаются легкими и не менее красивыми, нежели пенопластовые, и так же просто монтируются. На рынке существует и промежуточный вариант легкой лепнины, созданный по композитным технологиям: внутри изделий находится стержень из плотного пенополистирола, а внешняя - красивая — часть выполнена из полибетонитов, армированных стекловолоконной сеткой. Такие элементы декора обладают достаточно малым весом, чтобы их можно было устанавливать на любой стене. К слову, их поверхности уже подготовлены к покраске или наведению иного защитного слоя.
Впрочем, таким способом, то есть посредством нанесения надежного покрытия, можно существенно улучшить свойства и внешний вид легких декоративных изделий из пенопласта и полиуретана, обеспечив им долговечность. При этом вещество, которым покрываются подобные детали, должно стать некой мембраной, предохраняющей их от атмосферных осадков, а также воздействия агрессивных сред, жары и мороза. Рассматриваемыми свойствами в полной мере обладает, к примеру высокоэластичный полимерный (100% акрил) материал Stuc-O-Flex, внешне неотличимый от обычного штукатурного покрытия. Он обеспечивает отличную адгезию не только с грунтованными основаниями, но и другими поверхностями, включая различные теплоизоляторы и даже металл. А его пластичности (105% растяжения) с лихвой хватает, чтобы при образовании трещин в обработанном им материале поверхностный слой оставался ненарушенным. Поэтому даже после ощутимой осадки здания ремонт штукатурного слоя производить не придется.
Можно также отметить, что Stuc-O-Flex сохраняет все свои защитные свойства при температурах от минус 62 до плюс 105 °С. Ухаживать за этим покрытием крайне просто: к примеру, его очистка производится с помощью обычной мойки высокого давления. Что касается собственно декоративных качеств, которые в данном случае важны не меньше, чем физико-химические особенности штукатурки, то палитра возможных цветов включает 20 вариантов стандартной расцветки, не считая, по сути, неограниченного количества оттенков, придаваемых составу по индивидуальным заказам. В процессе эксплуатации слой Stuc-O-Flex не выцветает, то есть сохраняет изначальную окраску даже при неблагоприятных климатических условиях.
Образ, свет и штукатурка
Помимо всех рассмотренных способов декорирования фасада нередко используется и своего рода «сверхлегкий» вариант, вообще не нуждающийся в применении каких-либо навесных деталей: речь идет о художественной подсветке здания в ночное время. В зависимости от ракурса и цвета освещения, применяемой светотехники и самой идеи оформления знакомое, казалось бы, до мелочей здание может предстать в самом невероятном образе. Это направление в декоре развивается довольно бурно и уже имеет своих кумиров. Например, итальянский светодизайнер Виггорио Стораро сумел превратить «световую архитектуру» в феерические щоу площадками для проведения которых становились улицы крупных городов по всему миру. В таком подходе к оформлению домов, как ни странно, есть некая связь с эпохой барокко, и состоит она во взаимодействии вещества и света. Впрочем, на этом сходство и заканчивается, ведь стиль барокко - это своеобразная дематериализация физически существующего объекта за счет света: предметы как бы подменяются множеством световых бликов, которыми изобилует витиеватый декор, свойственный данному направлению в искусстве.
В современной же подсветке, наоборот, именно материальная форма, взаимодействуя с особым образом поставленным светом, начинает звучать по-новому Однако здесь имеются свои подводные камни. Освещение выступает в роли дефектоскопа: все тайное, что было незаметно в рассеянном или привычном свете, сразу становится явным. Невидимая днем трещина в штукатурке превратится в деструктивно перечеркивающую здание молнию, а микроскопические неровности стен предстанут лихими буграми. Попросту говоря, для создания идеального светового образа нужна хорошая база - композиционно выверенный объем самого архитектурного сооружения, качественно обработанные поверхности и декоративные элементы, а также умело выбранная для их покрытия штукатурка, гарантированно избавляющая элементы сооружения от структурных и визуальных недостатков. В связи с вышесказанным вновь вспоминаются непревзойденные свойства материала Stuc-O-Flex.