Устройство дорог и тропинок на дачном участке


Устройство дорог и тропинок на дачном участкеШлёпать по лужам и тонуть в грязи - сомнительные удовольствия, поэтому мы спешим поскорее построить на участке аллеи и дорожки. При этом они должны не просто связать друг с другом важнейшие функциональные зоны сада, но и стать украшением ландшафта. Сегодня нет недостатка в дорожных покрытиях, способных придать саду индивидуальный облик. Они помогут воссоздать уголок доброй старой Англии, загадочного Дальнего Востока или русской деревни. И всё же не стоит забывать, что аллеи и тропы в первую очередь должны быть удобны для передвижения и долговечны. Вот почему необходимо правильно проложить маршруты, не ошибиться с выбором материалов и технологий их укладки. Эти и другие аспекты устройства дорожной сети дачного участка мы и рассмотрим в статье.


К обустройству садовых дорожек удобнее приступать после того, как на участке возведены основные строения и устроены инженерные сооружения (скважина, септик и т. д.). Но продумать дорожную сеть следует заранее. Смотреть в перспективу. При работе над планом благоустройства участка необходимо учитывать размеры взрослых деревьев и кустарников, рельеф территории, расположение малых архитектурных форм. Тогда разросшиеся кусты не будут цепляться за одежду, не придётся наклоняться под раскидистыми ветвями или менять направление дорожки из-за беседки, поставленной строителями прямо на пути к колодцу. А чтобы не перекапывать по несколько раз один и тот же участок земли, дорожки лучше прокладывать одновременно с устройством систем дренажа, полива и освещения сада.

Проложить удачный маршрут. Не стоит пытаться связать сетью дорог и троп все пункты, которые вы планируете посещать. Вообще, дорожки не должны занимать более 10-20 % площади озеленения - иначе ваш сад будет напоминать чахлый городской бульвар. Однако если тачку с песком или компостом для грядок придётся возить через газон. то травяной покров не выдержит подобной нагрузки, и в нём образуются проплешины. Помните, что все мы подсознательно выбираем самые короткие маршруты и срезаем ненужный крюк. Но не стоит огорчаться, если не удалось соединить две точки участка кратчайшим путём. Плавные изгибы привнесут в облик сада романтику и очарование. В любом случае, прежде чем приступать к воплощению «бумажного» проекта в жизнь, вбейте колышки и натяните верёвки согласно плану и попробуйте пройтись по дорожке. Если маршрут кажется неудобным, смело меняйте расположение кольев.

Главные и второстепенные. Обычно на участке строят вьездную дорогу, одну или несколько центральных пешеходных аллей, а также прогулочные и хозяйственные тропы. Первая должна выдерживать вес автомобиля (желательно - грузового, чтобы при необходимости подвезти стройматериалы, дрова или крупномерные саженцы). Вторые рассчитаны на интенсивное пешеходное движение. Третьими и четвёртыми пользуются эпизодически, но хозяйственные дорожки должны быть приспособлены для передвижения с садовой тележкой. Минимальная ширина автодороги - 27 м, оптимальная - 32 м. Аллеи должны иметь ширину 1,2-1,5 м, хозяйственные и прогулочные дорожки - 0,6-1 м. Определить уровень. Дорогу и центральные аллеи, как правило, приподнимают над фунтом на 5-7 см, сглаживая перепад уровня с помощью земляной (с посеянной травой) отбортовки или ограничивая дорожное полотно бордюром, а вот прогулочные тропинки чаще всего устраивают вровень с газоном.

Дорогам, расположенным в парадной зоне, отводится особая роль. Они должны подчёркивать красоту и стиль здания, гармонично связывать ландшафтные композиции перед домом, выдерживать значительные эксплуатационные нагрузки и противостоять силам морозного пучения. Для въездной дороги необходимо выкопать «корыто» глубиной 30-50 см. а затем насыпать в него гравийно-песчаную подушку. Существует несколько технологий её устройства. Обычно вначале укладывают слой щебня толщиной около 20 см, а затем песка (10-15 см); при этом последний тщательно проливают водой и трамбуют. Однако если речь идёт о дороге, по которой будет регулярно заезжать грузовой транспорт {например, ассенизаторская машина), то лучше сначала насыпать песок, а затем уложить щебень фракции 20-60 мм. Предотвратить образование колеи поможет геотекстиль. расстеленный на подушке перед укладкой финишного покрытия. На пучинистых грунтах основание дороги должно дренироваться системой подземных труб; на cyхих почвах достаточно устроить поверхностный канальный дренаж.

Для главной пешеходной аллеи подойдёт утрамбованное гравийно-песчаное основание высотой 20-30 см. При выборе финишного покрытия следует учитывать долговечность, антискользящие свойства и стойкость к эксплуатационным нагрузкам. Пешеходную аллею к центральному входу и подъезд к гаражу имеет смысл оформить в едином аиле; проще использовать для них один и тот же материал. Железобетонные плиты дорожные прямоугольные (ПДП) стандартных размеров (3000 х 1750 х 170 мм) позволяют быстро и без особых затрат устроить круглогодичный въезд на участок для строительной техники и личного транспорта. Часто плиты укладывают ещё до возведения фундамента дома. Но в будущем это решение может создать серьёзную проблему. Плиты выглядят малопривлекательно, а замаскировать их с помощью декоративных покрытий не так уж просто, Последние зачастую отслаиваются, а неизбежные сезонные вертикальные подвижки грунта ведут к появлению трещин на стыках плит. Монолитный бетон армированный дорожной сеткой, в отличие от ПДП, позволяет создавать дорожки различной ширины, с плавными изгибами. Однако материал лишён декоративности, пылит и впитывает грязь, а попытки облагородить его, добавляя красители и создавая трафаретные узоры, обычно безрезультатны.

Асфальт обладает тем же недостатком, что и бетон, - он непривлекателен, Правда, не пылит и в меньшей степени подвержен трещинообразованию, зато в жару пахнет битумом. К тому же его укладкой занимаются в основном непрофессиональные бригады, которые допускают многочисленные огрехи. Брусчатка из вибропрессованного бетона, без сомнения, один из самых эффектных, долговечных и популярных материалов для оформления въезда на участок. Благодаря небольшому формату элементов (наиболее распространены камни размером 5 х 5, 10 х 10 и 10 х 20 см) дорожкам можно придать сложную форму. а за счёт разнообразия цветовой гаммы этот универсальный материал легко вписывается в любой ландшафт. Толщина плиток, используемых для создания центральных аллей, въездов и парковок, должна составлять 80-100 мм.

Брусчатку укладывают на утрамбованный песок или сухую цементно-песчаную смесь Этот процесс довольно трудоёмок, и быстро замостить аллею не получится. Натуральный камень-плитняк (сланец, известняк, песчаник) для дорог и парадных аллей должен иметь толщину не менее 40 мм; его вдавливают в тонкую (50-70 мм) бетонную стяжку, армированную дорожной сеткой, а швы замазывают раствором. «Сухое» мощение в данном случае не обеспечит стабильности покрытия. Тротуарную плитку изготавливают из высокомарочного бетона методом вибропрессования или вибролитья. Наиболее популярные размеры - 300 х 300 и 400 х 400 мм, а оптимальная толщина - 40-50 мм. Заметим, что рельефный рисунок на поверхности плитки служит не только декоративным целям, но и повышает сопротивление скольжению. Укладывают покрытие так же, как плитняк.

Прогулочные и хозяйственные тропинки испытывают гораздо меньшую нагрузку, чем дороги парадной зоны. Поэтому при их устройстве достаточно снять фунт на штык лопаты и насыпать вместо него выравнивающую песчаную подушку. Речной гравий недорог (от 1200 руб. за 1 м) и вполне подойдёт для быстрого устройства второстепенных дорог. Для засыпки лучше приобрести гравий фракции 2,5-5 мм. Желательно смешать его с сухой измельчённой глиной, пролить водой и утрамбовать, иначе камешки будут разлетаться из-под ног и прилипать к грязной обуви. Тротуарную плитку и плитняк укладывают по той же технологии, что и в парадной зоне. Главное отличие - меньшая толщина подушки {10-15 см) и покрытия (20-40 мм). Резиновая плитка - наиболее безопасное (мягкое и антискользящее) покрытие. Оно оптимально для троп и площадок, предназначенных для детских игр и занятий спортом, а также ведущих к дачному бассейну.

Плитки толщиной 20 или 40 мм приклеивают к твёрдому (как правило, бетонному) основанию. Декинг - террасные доски (как правило, лиственничные) с рифлёной поверхностью. Их монтируют на лаги из лиственницы, причём возможна как продольная, так и поперечная ориентация отрезков. Доски крепят с зазорами в 5-7 мм, чтобы обеспечить сток воды и вентиляцию почвы. Деревянные дорожки гармонично сочетаются с террасами и верандами в средиземноморском духе, служат прекрасным обрамлением для естественных водоёмов и бассейнов. Главный их недостаток - небольшой срок службы (не более 10 лет). Гораздо долговечнее изделия из древесно-полимерного композита (ДПК), но они стоят в полтора-два раза дороже.

НЕМНОГО ОБ УХОДЕ
Меньше всего проблем доставят дорожки из тротуарной плитки, а также камня-плитняка и брусчатки. Они долговечны, с них легко счищать снег, а летом для уборки можно использовать автомойку. Проросшие из стыков сорняки удаляют с помощью гербицидов. Тропинка, отсыпанная гравием, намного сложнее в уходе - придётся убирать мелкий мусор веерными граблями, пропалывать сорняки; зимой с неё не удастся полностью убрать снег и лёд. К тому же раз в 2-3 года необходимо обновлять покрытие, подсыпая новый слой (3-5 см) гравия, который постепенно втрамбовывается в почву. Дорожкам из дерева также требуется особый уход - периодическая обработка защитными составами (антисептиком и маслом), замена сгнивших лаг.

 

SSD недорогой хостинг. Трафик неограничен!

Бесплатный расчет стоимости строительства и ремонтных работ

«СтройБиржа» - Бесплатный расчет стоимости строительства и ремонтных работ

Рейтинг@Mail.ru