Организация входа и въезда на дачный участок
Вход и въезд на дачный участок - это первое, что видите вы и приехавшие к вам друзья. Поэтому пространство около калитки и ворот нужно рационально спланировать и красиво оформить. От этого зависит, насколько удобно будет пользоваться калиткой и воротами как пешеходам, так и автомобилистам. Расскажем, как можно организовать вход и въезд на участок. Для зон входа и въезда либо сразу выделяют постоянное место, либо оставляют это на самый последний этап: сначала возводят постройки, бурят скважины, проводят прочие мероприятия, предполагающие доступ на участок тяжелой техники, и лишь затем планируют, где будут ворота и калитка. Затем проводят дорожные работы, организуют подсветку и высаживают растения.
Вход и въезд на участок обычно объединяют в одну функциональную зону или обособляют символически, с помощью живой изгороди, полосы газона и т. п. Но порой калитку удобнее «привязать» к жилой постройке, а ворота - к гаражу, возведенному в противоположном крыле участка. Иногда основные вход и въезд дублируются, например их выводят на другую улицу. Дополнительный въезд понадобится для ассенизаторской машины - его делают вблизи септика. Роль такого въезда может сыграть съемная секция забора. Владельцы устраивают еще одну калитку и в том случае, когда усадьба граничит с лесом, смотрит на речку, а для прогулок на снегоходе не помешают ворота, выходящие в поле. Часто отдельный въезд делают для транспортировки катера, яхты. В солидных поместьях помимо парадных входа и въезда не обойтись без ворот и калитки для обслуживающего персонала.
Комфортность входа и въезда на участок во многом зависит от ширины открывающегося проема. Минимум для калитки - 0,8 м, но для проезда с тачкой, мощным снегоуборочным агрегатом, детской коляской удобнее проем пошире, причем калитка двустворчатая. При дефиците площади альтернатива отдельной калитке - дверь, вмонтированная в створку ворот. Ширина проезда не должна быть менее 3,5 м. Если же улица узкая и перед въездом на участок машину не удается развернуть перпендикулярно ограждению, то ворота придется сделать шире. Это удобно, если воротами пользуются часто или в усадьбу планируется заезд крупногабаритного транспорта, скажем мебельного фургона, машины с дровами. В зимний период не всегда есть время полностью расчищать пространство перед воротами от снега, а значит, распахнуть створки полностью не удастся. В этом случае тоже более удобны широкие, около 4,5м, ворота.
Если Ваш участок отделен канавой от дороги, а Вы хотите организовать бюджетный вариант заезда на свой участок, не прилагая особых усилий, то можно использовать жесткую пластиковую трубу. Для этого необходимо будет подготовить канаву для укладки трубы: очистить от мусора и камней, на дне сформировать песчаную подушку высотой около 30 см. Для засыпки трубы понадобится также песок, щебень или гравий. Труба засыпается песком, при этом следует утрамбовывать каждый слой в 20 см по бокам и сверху, затем уже можно использовать щебень или гравий. При этом над трубой должно быть не менее 50 см засыпанного грунта. Такой въезд можно организовать самому, не привлекая специальных рабочих и дополнительную технику. Главное подобрать трубу. Трубу в канаву под заезд Вы можете приобрести в компании «Астра Инженерные системы» - гофрированные полиэтиленовые двустенные трубы. При правильной укладке такой трубы срок ее службы составит более 50 лет. Преимуществом пластиковых труб будет то, что она не сгниет и не подвергнется коррозии. У них есть 2 класса жесткости - нагрузка, которую они выдерживают - один из которых (SN8) выдерживает многократный проезд тяжелой грузовой техники. Итак, с таким вариантом Вы не только обустроите заезд, но и обеспечите проход сточной воды, которая может скапливаться у Вас в канаве, сэкономив при этом средства и силы.
В ходе планировки въездной зоны нужно определиться с площадью и формой парковки, со схемой проезда к гаражу и крыльцу дома, а если необходимо, и вглубь участка. Парковку устраивают либо сразу за воротами, либо перед гаражом. Можно спрятать ее и за глухим фасадом дома, и за тем же гаражом, если его конструкция предусматривает сквозной проезд. Для защиты автомобиля от палящего летнего солнца над парковкой можно соорудить навес или выбрать для машины место, затененное в полуденные часы деревьями, строениями. Габариты парковки зависят от количества и размеров машин, постоянно паркующихся на участке. Чтобы упростить маневрирование, без проблем садиться в салон и покидать его, под каждый автомобиль нужно выделить машино-место, превышающее его длину и ширину как минимум на 1м.
Если машина в семье одна, а участок невелик, прямоугольную стоянку логично сделать перед воротами, чтобы не загромождать сад, упростить въезд и выезд, в том числе задним ходом. Если такой парковкой пользуются редко, замостить ее допустимо «в две колеи», когда плитку или подсыпку делают только под колеса. Более сложные схемы парковки устраивают, учитывая уровень подготовки водителей, периодичность использования каждого автомобиля, особенности участка и пр. На свободной узкой полосе, например вдоль забора, оптимально устроить линейную парковку. Машины там паркуют друг за другом. Неудобство в том, что очередность въезда вряд ли всегда совпадает с графиком выезда, поэтому последняя въехавшая машина загораживает путь остальным.
Подобных проблем нету парковки с веерной схемой заезда, правда она займет большую площадь. Конфигурацией площадка напоминает трапецию или сектор круга, к ней ведет плавно расширяющийся подъездной путь. Машины на стоянке располагаются веером так, чтобы выезд всегда оставался свободным. Как и в первом случае, парковка автомобиля или выезд осуществляются задним ходом. Если это неудобно, рядом с парковкой устраивают разворотный карман. А на просторном участке исключить сложное маневрирование поможет «кольцевая» дорога: ею связывают ворота с домом и гаражом, при необходимости дополняя дорожную сеть парковочной и разворотной площадками.
Покрытие пешеходных дорожек подвергается меньшим нагрузкам, нежели участки для проезда и стоянки машин. Если въездная и входная зоны объединены, лучше ориентироваться на наибольшую эксплуатационную нагрузку и подбирать покрытие с ее учетом, а если такие участки обособлены, их можно выполнить из различных материалов, по разной технологии. По этому же принципу выбирают типы водоотводных лотков и решеток ливневого дренажа, модели встраиваемых в покрытие элементов подсветки. Сплошное твердое покрытие в зонах входа и въезда предпочтительнее. Оно более долговечно и проще в уходе, нежели гравий, кирпичная крошка, комбинация плиток с травой и т.п. Если на участок будет заезжать не только легковой транспорт, а также в случае, когда для мощения выбраны крупноформатные мостовые элементы толщиной менее 5-6см, необходимо надежное бетонное основание.
В качестве мостовых материалов используют плитку из бетона (280-850 руб./кв. м), искусственного камня (990-1350 руб./кв. м), а также клинкер (1600-4400 руб./кв. м). Востребован и природный камень, правда для мощения подойдут далеко не все породы. Чаще используют гранит. Стоимость простой гранитной брусчатки - от 1000 руб./кв. м, брусчатки с эффектом старения - 2100 руб./кв. м, а затраты на брусчатку из красного карельского гранита доходят до 3200руб./кв. м. Приобретая материалы для дорожных работ, обратите внимание на то, что одни изделия из клинкера, бетона и искусственного камня универсальны, а другие позиционируются производителями исключительно как тротуарные. Плитки большей толщины дороже, поэтому, если на просторном участке с паутиной дорог замостить более солидными булыжниками проезды, а тонкими - пешеходные зоны, экономия будет существенной. Подобное разделение мостовых элементов можно увидеть в линейке изделий «Идеальный камень» (Россия), в продукции германского концерна ABC-Klinkergruppe.
На участке с выраженным уклоном подъездную дорогу придется обустроить в виде пандуса. Плавный уклон автодороги не должен превышать 10-12°, а парковку нивелируют с покатом не более 3-4°. Дорожку пешеходную можно решить также либо превратить в лестницу, но в любом случае рядом с калиткой должна быть выровненная площадка, длина и ширина которой равны или превышают ширину наклонного фрагмента дорожной сети. Мостить наклонные плоскости и ступени лучше мелким мостовым элементом или плиткой с выраженной шероховатой поверхностью, чтобы рельеф дорожного полотна препятствовал скольжению в сырую погоду и гололед. Однако чрезмерная фактурность покрытия, как у мощения из гальки, клинкера с ячейками для травы и тому подобного, на входе и на парковке нежелательна, ведь не исключено, что там придется передвигаться в городской обуви, например в туфлях на шпильках.
Посадки в зонах входа и въезда всегда на виду, поэтому там высаживают растения. долго сохраняющие декоративность, а если в усадьбе живут постоянно, то подбирают растения, не требующие укрытия на зиму. Это можжевельники, большинство сортов туи западной, спирея, дерен, гортензия древовидная, лапчатка кустарниковая, а из травянистых - астильба, бадан, флокс шиловидный, молочай многоцветковый, барвинок, очиток видный. Вблизи мощения лучше не сажать растения с колючками и шипами, а рядом с открытой парковкой - каштаны, яблони и другие деревья с тяжелыми плодами. Растительность не должна мешать распахивать или раздвигать ворота, открывать калитку.
Парковку стараются не располагать рядом с уголками отдыха, барбекю, детской площадкой, перед бассейном и т. п. В крайнем случае машины прячут за живой изгородью, шпалерой, кустарниковыми группами, низкой декоративной стенкой из кирпича, камня, бревнышек. Иногда парковку и площадку под навесом защищают изгородью, в первую очередь со стороны господствующих ветров, чтобы зимой уменьшить объем наметенного снега. Если парковку придется расчищать от снега и при этом складывать его по периферии мощения, растения высаживают, отступив от края не менее 1-1,5 м. Так же можно замаскировать площадку с мусорными баками, вольер для сторожевых собак, место для стоянки велосипедов и снегоходов.